Книги и чудеса в Культурном центре ЗИЛ

Лента событий

Более точно
голос омара live, 29 апреля 2016

Защита детей и как с ней бороться. Обсуждаем «The Catcher in the Rye» Дж. Д. Сэлинджера и принципы перевода с Максом Немцовым

Секта читателей «Голос Омара LIVE» — клуб книжных магазинов «Додо» — обсудит переводческие стратегии (и немного теории) на примере романа Дж. Д. Сэлинджера The Catcher in the Rye — «Над пропастью во ржи»/«Ловец на хлебном поле».

Гость заседания — переводчик и редактор Макс Немцов, автор перевода под заглавием «Ловец на хлебном поле».

Существует ли «канонический» перевод? Должен ли хороший перевод быть универсальным? Стоит ли переводить по второму (третьему, четвертому, пятому) уже переведенное произведение и зачем? Чем отличается самый знаменитый подросток на свете Холден Колфилд Риты Райт-Ковалевой от Холдена Колфилда Сэлинджера? Каковы обязанности переводчика по отношению к автору и читателю? И, наконец, правда ли Курт Воннегут страшно проигрывает в оригинале?


Число участников ограничено, чтобы получился настоящий разговор, поэтому обязательно запишитесь.

голос омара live, 29 апреля 2016

Нейропсихология чтения. Что современной науке известно о том, как мы читаем? Лекция нейропсихолога Марины Вороновой

В последнее время появляется все больше нейропсихологических исследований, посвященных чтению. Чтение — сложнейший навык и увлекательное занятие, средство получения информации и источник наслаждения. Чтение выполняет множество функций одновременно. Как это устроено — какие у него механизмы?

Давайте посмотрим на чтение с точки зрения нейропсихологии. Узнаем, как наш мозгобеспечивает этот процесс, какие мозговые структуры включаются в работу, когда мы читаем, что служит опорой этому сложному процессу, и почему одни с легкостью им овладевают, а другие преодолевают серьезные препятствия на этом пути. Чтение влияет на наше восприятие действительности — как и почему? Изменяет ли чтение наш мозг? Отдельно мы поговорим об особенностях чтения художественных текстов, а также что меняется, когда мы используем электронные носители.

Обо всем этом расскажет Марина Воронова — клинический психолог, практикующий нейропсихолог.

Вход — 400 Р, для студентов — 200 Р. Обязательна запись.

голос омара live, 29 апреля 2016

«Мы суть то, чем мы притворяемся». Разговор о романе Курта Воннегута «Мать Тьма»

«Мы суть то, чем мы притворяемся, и потому должны осторожно относиться к тому, чем мы притворяемся». — Курт Воннегут

Секта читателей «Голос Омара LIVE» — клуб книжных магазинов «Додо» — приглашает поговорить о выборе, идеологиях и человечности в романе Курта Воннегута «Мать Тьма», вышедшем в 1961 году. Гость встречи — поэт, писатель и знаток фантастики Мария Галина.
Герой романа Говард У. Кэмпбелл-младший — американец, выросший в Германии и решивший не уезжать из неё перед Второй мировой войной. Говард У. Кэмпбелл-младший — писатель и драматург, любящий муж, человек светский и блистательный радиоведущий — гений антисемитской пропаганды, вещавший для нацистов на англоязычную аудиторию. Говард У. Кэмпбелл-младший ожидает справедливого суда за свои преступления против человечества во время войны. Все это время он был американским шпионом — но знали об этом всего три человека в мире. Перестает ли он быть в таком случае преступником? По каким законам? Кто он на самом деле и что такое «на самом деле» в его случае?


Число участников ограничено, чтобы получился настоящий разговор, поэтому обязательно запишитесь.
Для участия книгу желательно прочесть заранее.

голос омара live, 18 апреля 2016

Трагедия читателя и "Бледное пламя" Владимира Набокова. Разговор с Александром Гавриловым

Книгочитательская секта «Голос Омара LIVE» приглашает поговорить о вечно актуальном романе Набокова, трагедии читателя, фантомной истории и о том, «что хотел сказать автор», — с литературным критиком Александром Гавриловым.

«"Бледное пламя", поэма в героических куплетах объемом в девятьсот девяносто девять строк, разделенная на четыре песни, написана Джоном Фрэнсисом Шейдом...» — так начинается роман Владимира Набокова «Pale Fire», написанный на английском языке в США и впервые опубликованный в 1962 году. Поэма в героических куплетах снабжена развернутым литературным комментарием. Комментирует коллега Джона Фрэнсиса Шейда — Чарльз Кинбот, который убежден, что он на самом деле — беглый король несуществующего королевства Зембла, сбежавший в Америку после революции, и находит в поэме бесчисленные аллюзии на собственную историю...

Для участия обязательно запишитесь

голос омара live, 21 января 2016

Кризис Парцифаля на пороге мировой войны. «Волшебная гора» Томаса Манна с Игорем Вишневецким

Ганс Касторп отправляется в высокогорный туберкулезный санаторий «Берггоф» на три недели, еще не зная, что эти три недели затянутся. Зачарованный, он остается на семь лет. Здесь, на вершине горы, жизнь замерла в мистическом тумане, восприятие времени искажено, и словно бы мир за стенами санатория перестал существовать, и словно бы первая мировая война не собирается грозовыми тучами по Европе. Ганс Касторп — рыцарь Парцифаль XX-го века в поисках Святого Грааля, и роман «Волшебная гора» — роман воспитания и инициации, но и много больше, чем это. Томас Манн говорил, что это роман о времени: не только как об опыте романного героя, но и о времени изнутри, о самом времени. Обсуждаем этот знаковый для европейской литературы роман в Секте читателей с Игорем Вишневецким — поэтом, прозаиком, кинорежиссёром, историком литературы и музыковедом.

Присоединяйтесь к разговору!

голос омара live, 04 января 2016

Повесть глупца, рассказанная идиотом. Обсуждаем «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера с издателем, редактором, писателем Виталием Бабенко

Секта читателей приглашает обсудить «Шум и ярость», четвертый роман Уильяма Фолкнера, который был опубликован в 1929 году и поначалу оценен лишь узким кругом знатоков — а затем принес автору мировую славу. К тому времени, когда Фолкнер получил Нобелевскую премию (1949), роман уже приобрёл репутацию современной литературной классики. Заголовок романа заимствован автором из шекспировского «Макбета» (...And then is heard no more: it is a tale / Told by an idiot, full of sound and fury, signifying nothing). Это произведение — излюбленная книга библиофилов и ценителей интеллектуальных романов. Как мы воспринимаем роман, который было сложно читать даже его современникам, сейчас? Гость встречи — Виталий Бабенко, писатель-фантаст, журналист, переводчик, издатель, телеведущий.

Регистрируйтесь и приходите!

голос омара live, 11 декабря 2015

Гнать, держать, бежать, обидеть. Обсуждаем «Школу для дураков» Саши Соколова с Ксенией Рождественской

Несмотря на весь наступающий на нас новыйгод, «Cекта читателей Голос Омара LIVE» неуклонно собирается разговаривать о книгах, которые не дают нам покоя. И в этот раз обсуждаем знаковую книгу для современной русской литературы — «Школу для дураков» Саши Соколова, мифотворца и эксцентрика, постмодерниста, блестящего стилиста и тонкого психолога. Компанию нам составит культуролог, журналист Ксения Рождественская.

Регистрация открыта.

голос омара live, 22 ноября 2015

В поисках “обычного читателя”: что нам известно о читательском опыте? Лекция Ирины Каспэ

Сегодняшний статус читателя противоречив: с одной стороны, всё чаще выражаются опасения, связанные с непопулярностью чтения, и даже, возможно, с «исчезновением читателя» в ближайшем будущем, тогда как с другой — фигура читателя именно в последнее время (время социальных сетей, сетевой самоорганизации) осознается внутри института литературы как все более и более активная.

Но как устроен наш читательский опыт?
Как его можно исследовать?
Что происходит с читателем, когда он остается наедине с книгой?
И остается ли он с ней наедине?

Секта читателей зовет на лекцию культуролога Ирины Каспэ, посвященную тебе, читатель!

Подробности и регистрация

голос омара live, 03 ноября 2015

Селф-хелп, которому двенадцать веков. Обсуждение книги «Путь бодхисаттвы» Шантидевы с участием Сергея Москалёва

«Путь бодхисаттвы» («Бодхичарьяватара»), выдающееся классическое произведение Махаяны (буддизма Великой Колесницы), глубоко чтят буддисты всех традиций. Сочинение Шантидевы воплощает высочайший образ сострадания и раскрывает пути его достижения.

Как современному человеку, светскому или нет, читать памятник буддийской поэзии? Способны ли мы — и стоит ли? — воспринимать этот текст как «житейскую методичку в стихах, VIII век»? Попробуем прочесть «Путь бодхисаттвы» в первую очередь как живое поэтическое произведение. Попробуем включить абстрактное мышление и разобраться в изощренных, утонченных построениях буддийской философской мысли.


Гость встречи — Сергей Москалёв, религиовед, один из ведущих авторов журнала «Наука и религия», исследователь суфизма, парфюмер. Бывший музыкальный редактор «Радио Россия» (религиоведческие программы), разработчик программы PuntoSwitcher. Участник первой в России группы духовного и личностного роста «Контекст» (1972-1991 гг.), запустившей самиздатовские переводы на русский язык Гурджиева, Кастанеды, Ошо и других. Автор книги «Словарь эзотерического сленга» — уникального терминологического сборника понятий и выражений, бытующих в русских эзотерических кругах с 60-х годов прошлого века.


Шаши Мартынова о книге:

«Вас нервирует, что это "религиозный" трактат? Не надо нервничать. Читайте это как "Старшую Эдду". Или как "Махабхарату". Это соображения человека, которому горестно глядеть, как все люди подряд маются, особенно как они маются из-за собственной бестолковости и бесчувственности. "Бодхичарьяватара" — селф-хелп, которому уже двенадцать веков. Ну да, стиль изложения соответствующий. Зато это позволяет заново воспринять навязшие в зубах советы по прояснению головы, сформулированные бойким языком ХХ-ХХI столетий».


Обязательна регистрация.

голос омара live, 03 ноября 2015

Вы — это кто? Что мировая литература и лично Умберто Эко думают о том, из чего сделана ваша идентичность. Встреча читательской секты

Миланский букинист-антиквар Джамбаттиста Бодони теряет память. На чердаке своего старого дома он пытается заново собрать самого себя из всего, что читал и слушал ребенком: книг, журналов, грампластинок, рекламных каталогов, радиопередач, комиксов. Какие сюжеты, какие образы определили его жизненный выбор, взгляды, вкусы, сексуальность? Фашистские учебники, американские комиксы или приключенческие романы? Можно ли собрать человека, как мозаику?

Секта читателей «Голос Омара LIVE» приглашает обсудить книгу Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны».

Повод поговорить:

— Память и культурный контекст: насколько они определяют нашу личность;

— Как решает этот вопрос для себя литература постмодернизма;

— Из какого сора сделаны мальчики, девочки, итальянские интеллектуалы: как нас формируют неожиданные и часто малоценные для большой культуры вещи.

Гость встречи — Михаил Визель, переводчик-итальянист (в частности — сборников публицистики Эко «Картонки Минервы» и «Сотвори себе врага») книжный обозреватель, главный редактор портала «Год Литературы».

Подробности и обязательная регистрация.

Все встречи секты

голос омара live, 29 октября 2015

Погоня за призраком разума. Обсуждаем «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пёрсига с переводчиком Максом Немцовым

«Я думаю, что разум сегодняшнего дня подобен плоской земле средневековья. Если зайдешь слишком далеко, то считается, что свалишься — в безумие. А люди этого очень боятся. Думаю, эта боязнь безумия сравнима со страхом упасть с края мира, который у людей когда-то был».


Обсуждаем удивительный роман идей Роберта Пёрсига «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом». В гостях у Секты — переводчик (и этой книги, и многих значимых контркультурных авторов, среди прочих: Томас Пинчон, Уильям Берроуз, Джек Керуак, Чарльз Буковски, Ричард Бротиган) — Макс Немцов.

Проделаем ментальное путешествие вместе с Робертом Пёрсигом: путешествие рассказчика с маленьким сыном на мотоцикле из Миннеаполиса в Сан-Франциско, путешествие одной отчаянно смелой человеческой мысли от Юма и Канта до Платона, Аристотеля и древних риторов через заход к восточной философии и дзэну — в погоне за ускользающим призраком разума.

Не забудьте записаться.

голос омара live, 02 октября 2015

"Москва — Петушки". Обсуждаем вместе с Мартой Кетро

Интеллектуальный алкоголик Веничка Ерофеев едет на электричке по 125-километровому железнодорожному маршруту из Москвы в Петушки, и его путешествие оказывается путешествием к утраченному и необретаемому раю.

Секта читателей "Голос Омара LIVE" приглашает поговорить о великой постмодернистской поэме в прозе Венедикта Ерофеева — с писателем, поэтом Мартой Кетро.

Обсуждаем ограниченным кругом, чтобы все успевали высказаться. Пожалуйста, предварительно запишитесь.

голос омара live, 02 октября 2015

Чего вы смеётесь? Обсуждаем рассказы Тэффи с Михаилом Бару

Как работает смешное в литературе? Где грань, после которой смешное перестает быть смешным? Что делает автор, чтобы сделать нам смешно? И над чем мы, собственно, смеемся, когда смеемся?

Секта читателей "Голос Омара LIVE" приглашает обсудить на примере трех рассказов Тэффи — остроумнейшей русской писательницы первой половины XX века, большого мастера, чья проза отличается невероятным уровнем точно отмеренной едкости на очень небольшой участок текста.

Писатель Михаил Бару расскажет о своем опыте природы смешного, и почему рассказы Тэффи не кажутся ему смешными, и покажет на частном случае, как рождается смешное в текстах о еде.

Для участия в обсуждении прочтите, пожалуйста, рассказы Тэффи "Демоническая женщина", "Психологический факт" и "Широкая масленица".

Обсуждаем ограниченным кругом, чтобы все успевали высказаться. Пожалуйста, предварительно запишитесь.

голос омара live, 21 сентября 2015

Конец человеческой обусловленности. Обсуждение книги Роберта Хайнлайна "Чужак в чужой стране"

Секта читателей «Голос Омара LIVE» обсуждает «Чужак в чужой стране» — легендарный фантастический роман, выразивший ценности поколения 60-х. Жизнеописание Валентайна Майкла Смита, человека, воспитанного марсианами, вернувшегося на Землю и ставшего здесь новым мессией, получило Премию «Хьюго» и включено Библиотекой Конгресса в список книг, что сформировали Америку. Тем не менее, в 1961 году роман вызвала скандал, связанный со слишком вольным, по нормам тогдашней цензуры, изображением сексуальной жизни и религии, — и до 1991 года в США выходил урезанным на четверть.

29 сентября поговорим со знатоком фантастики, теоретиком и практиком игр Дмитрием Неждановым о том, где в человеке кончается социальная обусловленность и начинается обусловленность человеческая, и что начинается там, где кончается и вторая тоже, — и обо всем, о чем вам захочется поговорить, как всегда.


Для участия в обсуждении просим предварительно прочесть роман.
Обсуждаем ограниченным кругом, чтобы все успевали высказаться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь заранее.

голос омара live, 31 августа 2015

​Голос Омара LIVE. Второй семестр! Книги, которые не дают нам покоя

Секта читателей возвращается!

Снова с вами — клуб завзятых книгочеев, которые собираются вместе, чтобы обсудить одну выбранную и прочитанную всеми книгу в компании опытного читателя — издателя, переводчика, критика, исследователя. В этот раз мы приготовили сюрприз! Запускаем не один, а сразу два потока, каждый из которых будет пристальней вглядываться в разные темы:
«До постмодерна» (книги, написанные плюс-минус до 60-х гг. XX века);
«Современность» (книги, написанные недавно, скажем так).
Разумеется, все могут ходить на любые встречи любого потока по выбору.
В два раза больше отличных книжек, в два раза больше интересных лекций, в два раза больше удивительных собеседников!
Старые сектанты, рассказывайте друзьям, втягивайте их в секту!

Записывайтесь и приходите.

голос омара live, 17 июля 2015

Своё чужое прошлое. Обсуждение книги "Живые картины" Полины Барсковой

Секта книгочитателей «Голос Омара LIVE» взяла каникулы до осени. Что очевидно, поскольку мы устраиваем аж две летние каникулярные сессии! Одну в июле, другую в августе.
28 июля поговорим с писателем, журналистом Евгением Коганом о книге «Живые картины» и вокруг:

— о поэтическом и реальном контексте книги;
— о персонажах, их ролях и их историях;
— о переживании истории как частном опыте;
— о смысле памяти;
и, как водится, обо всем, о чем вы захотите поговорить.
Книгу нужно заранее прочесть.

Обсуждаем ограниченным кругом, чтобы все успевали высказаться. Пожалуйста, предварительно запишитесь.

голос омара live, 30 апреля 2015

Обсуждение романа Томаса Пинчона «V.». Гость — переводчик-американист Максим Немцов

Секта читателей «Голос Омара LIVE» с неизбежностью добралась до культового американского прозаика — Томаса Пинчона. У нас есть целые майские праздники, чтобы пристально прочесть его роман «V.».
На обсуждении к нам присоединится Макс Немцов — переводчик-американист, редактор, пинчономаньяк. Перевел на русский язык книги Томаса Пинчона «Радуга тяготения» (совместно с Анастасией Грызуновой), «Внутренний порок», «Винляндия», «V.», «Край навылет» (готовится к изданию).
Регистрация открыта!

голос омара live, 16 апреля 2015

Обсуждение книги Джона Уильямса «Стоунер» с литературным критиком Анной Наринской

На горизонте уже виднеется следующее обсуждение книжки в рамках Секты книгочитателей «Голос Омара LIVE». Самое время начинать читать — если вы еще не — «Стоунер» Джона Уильямса, одно из переоткрытых книжных сокровищ, общеевропейский бестселлер — неожиданно, через 50 лет после первой публикации. И — превосходная новость! В качестве гостя-эксперта к нам присоединится великолепная Анна Наринская, литературный обозреватель издательского дома «Коммерсантъ».

Регистрация открыта!

голос омара live, 06 апреля 2015

Юбилей буквенного радио «Голос Омара». Открытый живой эфир

Голос Омара — литературная радиостанция ежедневного вещания, работающая на буквенной частоте. Впервые мы вышли в эфир 15 апреля 2014 года и с тех пор каждый день, без перебоев, поем по одной любовной песне какой-нибудь прекрасной книге ежесуточно. Ровно год спустя мы собираем в честь юбилея первый Открытый живой эфир — и приглашаем вас отпраздновать с нами! Планируем ГалаКонцерт песен о любви книгам: каждый из шести постоянных букжокеев Омара, пристрастных и запойных читателей, выберет одну книгу, которой посвятит яркую блиц-апологию.
Стас Жицкий, Маня Борзенко, Женя Коган, Аня Синяткина, Макс Немцов и Шаши Мартынова: все звезды наших эфиров — живьем!
Открывайте для себя новые книги, успевайте читать, приходите праздновать день рождения Омара!

голос омара live, 31 марта 2015

«Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта». Лекция культуролога, социолога Натальи Самутиной

Лекция проходит в рамках читательского клуба «Голос Омара LIVE».

Пожалуйста, регистрируйтесь, чтобы послушать.


«Чтение служит проводником Желания писать. Мы желаем того желания читателя, которое испытывал автор, когда писал».
(Ролан Барт)

Фанфикшн — одна из стремительно развивающихся областей любительского литературного опыта, литературное письмо, опирающееся на элементы популярных книг и медийных продуктов (фильмов, телесериалов, комиксов и т. д.). Новые медиа, в первую очередь Интернет, на наших глазах создают условия для изменения ряда базовых параметров литературной коммуникации. В Интернете возникают и множатся экспериментальные зоны, где письмо и чтение почти не разделены, где желания и потребности читателей формируются и удовлетворяются с максимальной точностью, где произведения создают «для самих себя и друг для друга», и тут же находят горячий отклик, выраженный в недвусмысленных, легко считываемых формах.
Что такое фанфикшн как социокультурная практика и литературный опыт?

Главная особенность фанфикшн как нового типа современной литературы, полностью выведенного за рамки литературы как индустрии — это ключевое место читателя и усиленная роль читательского сообщества, обеспечивающие функционирование этого культурного пространства как формы читательского письма, обмена опытом, осмысления множественных контекстов литературного и социального поведения, территории развития литературного и социального воображения, и т. д.
Как это работает? Как меняется роль читателя и писателя в новых формах литературной Интернет-коммуникации?


Наталья Самутина (р.1972) — кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра исследований современной культуры Института гуманитарных историко-теоретических исследований Высшей школы экономики, доцент кафедры анализа социальных институтов факультета социологии Высшей школы экономики. Соавтор монографии «Царицыно: аттракцион с историей».

В архиве 21 новость, но то ли еще будет