Лента событий

Более точно
додо-тэвэ, 12 апреля 2010

ДодоТэВэ, внеочередной выпуск. Нил Гейман дает фанатам "Инструкцию". На языке оригинала, с субтитрами.

В памятный вечер 25 марта, когда Нил Гейман стал Кавалером Ордена Почетного Додо, он прочел по просьбе набившихся в хату поклонников стихотворение. Вот оно:

додо-тэвэ, 05 марта 2010

ДодоТэВэ, s01e04

Шаши Мартынова, издатель, переводчик, читатель и додо по профессии, рассказывает о том, как взрослеют настоящие ракалии.

додо-кино, 17 сентября 2009

Пять чувств // Почти пантомима о том, how fragile we are. 1999, реж. Дж. Подесва

Ни оригинальная, ни российская обложки к диску с фильмом мне лично не нравятся. Потому что на них более-менее банальным образом изображена влюбленная пара. Конечно, фильм и про любовь в том числе. Но она пропитывает фильм так же, как ром - хорошее бисквитное тесто: он не должен стоять лужами в блюде. "Пять чувств" - это полупантомимическая история о пяти человеческих чувствах, об их хрупкости и, одновременно, почти безраздельной власти над человеком и о том, как разные люди проходят путь "сладкое рабство чувства - горькая потеря чувства - новая осенняя свобода". О любви между человеком и одним из его чувств. О дружбе с чувством, о деспотии его, красоте, коварстве, силе и слабости.


картина Божена Любена "Пять чувств", прикручено для дополнительной красоты


В фильме есть девушка, творящая гениальные по красоте торты, которые невозможно взять в рот, и ее глупый взбалмошный случайный любовник-итальянец, король сотворения вкусов; есть женщина, которая жить не может, не раздавая любовь через прикосновения; есть выдающийся окулист, фанатичный поклонник классической музыки, теряющий слух; есть девочка-подросток, у которой вся жизнь проходит перед глазами; есть уборщик с феноменальным чутьем на любые запахи и их композиции; есть парфюмер; и есть современная гетера, которая располагает настоящим сердцем.

А еще есть потерявшаяся в яркой сухой и солнечной осени маленькая девочка. Вокруг поисков которой так или иначе построен фильм.
додо-кино, 06 августа 2009

Вверх // мультик-миф о воздухоплаваниях внутренних и внешних, 2009, реж. Пит Доктер, Боб Петерсон

Антигламурная история о том, что даже в 78 лет не поздно отправляться на поиски приключений по зову мечты. И огромное уважение создателям, что не побоялись сделать главным героем старика. Пускай вместо сверкающей голливудской улыбки здесь вставная челюсть, пускай на его месте не мускулистый мачо и не гламурная блондинка. Как оказалось, совсем не внешняя атрибутика делает героя героем.

Для овдовевшего старика Карла Фредриксена устоявшийся порядок вещей оказывается единственным спасением перед лицом беспощадно наступающей урбанизации. Его деревянный домик в окружении безликих небоскрёбов из стекла и бетона вызывает в памяти картину из советского мультика про домовёнка Кузю. Но если Кузя находит себе новое прибежище, то для Карла ситуация безвыходна: ему грозит дом престарелых, а его уютное жилище, с такой любовью обустроенное ещё в молодости им и его любимой женой, будет неминуемо отсужено.

Ясное дело, что перспектива провести остаток жизни в казённой атмосфере стариковского приюта Карлу не по душе. Это толкает его на поистине нонконформистский поступок. Пускай и состарившийся, хрустящий суставами и страдающий ревматизмом, но Карл оказывается настоящим бунтарём и эскапистом. Но это не банальный побег от проблемы, это, преследование цели и достижение мечты, которая ещё в детстве завладела Карлом и его будущей женой. Но жизнь распорядилась по своему, и все долгие годы мечта так и оставалась лишь картинкой в дневнике его жены, да рисунком, который она нарисовала над камином в гостиной. Кто бы мог подумать, что для путешествия в столь отдалённую точку планеты совсем необязательно выходить из дома.



Пусть и запоздало, но Карл летит к своей мечте на всех шарах и даже парусах. Этот полёт превращается для него в вереницу фантастических приключений, в череду испытаний, в ходе которых Карлу не раз предстоит делать тяжёлый выбор. Выбор между любимым миром вещей, которые хранят память, и миром живых существ, которых он повстречал совсем недавно и к которым ещё не выработал сколь-нибудь определённого отношения.

Для старика это действительно выбор нелёгкий: в его доме каждая мелочь, напоминающая ему о прежних счастливых годах, имеет огромное значение, и он бережно пытается сохранить этот воздушный музей от разрушения, которому тот то и дело подвергается. И лишь достигнув цели, добравшись до заветного места, Карл понимает, что счастливым это его не сделало, ведь он по-прежнему одинок. В этот момент происходит главное преображение героя. Он окончательно и бесповоротно делает свой выбор, жертвуя тем, что столько лет было для него воплощением прожитой жизни. К финалу Карл приходит обновлённым и даже помолодевшим. Его бесконечные и краткие "Нет" в итоге сменяются радостными "Да".

Отличная анимационная работа студии Pixar. Добрая, пронизанная светлой грустью, но при этом всё же оптимистичная и с юмором.
додо-кино, 03 августа 2009

Амели // волшебно-трепетная городская легенда, 2001, реж. Жан-Пьер Жене

Этому фильму совсем скоро исполнится 10 лет, но, как ни странно, с той поры едва ли наберётся десяток фильмов столь же оптимистичных, тёплых и ироничных и в то же время таких пронзительных.

Лишённая в детстве отцовской ласки и рано потерявшая мать, Амели росла фантазёркой и выдумщицей. Её воображаемый мир был населён существами, призванными восполнить недостаток родительского тепла.

Повзрослев, но сохранив детскую непосредственность, Амели прощается с отчим домом и начинает самостоятельную жизнь. Работает официанткой в кафе, снимает крохотную, но уютную квартирку. Случайная находка в её новом доме переворачивает жизнь героини с ног на голову и становится поистине знаковым событием, последствия которого сложно переоценить. Наделённая чрезмерным любопытством и самой что ни наесть светлой верой в людей, Амели превращается в молодую волшебницу и творит самые настоящие чудеса. Для неё это становится своего рода игрой, цель которой едва ли доступна осознанию героини. А цель эта так же банальна, как и труднодостижима и заключается в гармонизации окружающего пространства. Не без усилий со стороны Амели люди влюбляются, мирятся, прощают друг друга, словом, преодолевают трудности общения. А суетный будничный Париж расцветает яркими красками даже для нищего слепого. Однако, увлёкшись этой игрой и растворившись в помощи окружающим, Амели не замечает, что сама она по-прежнему одинока. Настаёт пора позаботиться о своём счастье, а это оказывается не так просто, ведь в какой-то момент её игра выходит из-под контроля и, как может показаться, оборачивается против неё самой.



Фильм очень тонко прочувствован и режиссёром и актёрами. В нём передано столько мельчайших психологических невербальных нюансов, что это как искрящиеся солнечные блики, если рассматривать хрусталь на просвет, а он ещё радужные отблески по окружающим предметам отбрасывает. Здесь отлично всё: сценарий, постановка, диалоги, видеоряд. А сколько здесь планов, где зритель видит героиню с верхней точки — такое построение кадра подчёркивает её глаза, и делает личико Одри Тоту таким прелестным. А ещё музыка. Это талантливое творение Янна Тьерсена, которым можно наслаждаться и после просмотра.
Фильм несёт в себе мощнейший позитивный заряд и оставляет после себя огромнейшее солнечное пятно прямо по всей душе сверху донизу, справа налево, вдоль и поперёк и шиворот-навыворот. Настоящая добрая сказка о том, что в чудеса лучше не просто верить, а ещё и делать их своими руками.

спасибо st_ef
додо-кино, 28 июля 2009

Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть // не по-дурацки дурацкая комедия, 2008, реж. Роберт Уэйд

Сидни Янг – локальный бунтовщик, выбившийся из пролетариев, но мечтает попасть в высшее общество и там вращаться. Как-то ему звонит издатель журнала «Гламур» и Сидни сначала бунтует в трубку, а потом узнает, что ему предлагают место журналиста и сразу соглашается. Он твердо намерен встряхнуть мир глянца и поставить его с головы на задницу. Но мир гламура предлагает всем встроенным в него бунтовать лишь по общим правилам, или – забвение.

Поданный в чудовищно-стёбной манере, «Как потерять друзей..» продолжает старую тему про борьбу с удушьем социума, начатую fight club’ом и продолженную рекламщиками в 99 франках. Если ты работаешь не на себя, в любом обществе ты можешь иметь успех, только будучи встроенным в него.
Бунтарь, если он не встроен в модную тенденцию, – больное животное, на него смотрят снисходительно, как бы он складно не говорил про необходимость изменить мир и перевернуть систему. Общество усредняет, автор очень среднего слогана i’m lovin it спрыгнул с небоскрёба, а признание и соответствие ожиданиям продаются вместе.
«Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть» - местами смешной до колик, шутливо-дурацкий рассказ про ценности в жизни: либо выбираешь вращение «в кругах» – и прощай, свобода; либо свой маленький мирок – и ты outstanding вне социальной иерархии. Говорить так, как этот фильм, о невыносимо серьёзных вещах – таких, как модус вивенди, – это, в моем понимании, верх таланта.
И когда грустный босс «Гламура» (в молодости – тоже бунтовщик) изрекает что-то вроде: «Ты хочешь разнести его в журнале не потому, что он никудышный режиссер, а потому, что его пригласили на вечеринку, а тебя нет!» - такая новая искренность кажется чистопробным откровением. Джек бунтовал против власти вещей, Октав Паранго – потому что не одолел себя, а Сидни Янг просто раскачивает лодку, чтобы волны вознесли его повыше. Бунту не нужен глубокомысленный мотив, он даже симпатичнее в исполнении недалёких. Этот мир спасет легкомыслие, я вам говорю!

спасибо rimeyer
додо-кино, 22 июля 2009

Вальс с Баширом // трудный умный мультик, 2008, худ. Дэвид Полонски, аним. Йони Гудман

Документальные фильмы про войну нечасто хочется смотреть. Жутковато, грустно, но, в общем-то, ничего не поделаешь. Бессмысленно как-то.

Вот исключение из непривлекательного тэга "фильмы о войне". "Вальс с Баширом", анимационный документальный фильм о воспоминаниях героя - событиях в Ливане двадцатипятилетней давности. На протяжении фильма он встречается со всеми, кто был с ним в то время, чтобы их рассказы восстановили картины, которые его память предпочла забыть.

Честно, фильм похож на сон - тяжелый и затягивающий. Ближе к концу фильма невольно ждешь титров "Доброе утро и спасибо за внимание, смотрите чужие сны в кинотеатрах Кинофлота". Пробуждение будет, но оно из тех спойлеров, о которых категорически нельзя писать в рецензиях, чтобы не испортить впечатление.

С первой же сцены цепляет цвет. Пронзительно синий и горящий желтый, первые несколько минут идут исключительно в этих тонах.



Пустой город в сумерках и бегущая по нему стая собак. Звук ударяющихся о землю лап, тяжелого дыхания. Музыка, которая следует за собаками в пустом городе. Это действительно завораживает. Первые полчаса - ловля исключительного кайфа от цвета и звука, потом немного привыкаешь и включаешься в сюжет. Кстати, автор саундтрека, Макс Рихтер, заслуживает отдельных упоминаний - сложно представить лучшую музыку для этого фильма. Что отличает все гениальные саундтреки, ее хочется скачать и слушать отдельно.

В "Вальсе с Баширом" голосами реальных свидетелей тех событий Ари Фольман успевает сказать многое - о страхе смерти, об отношениях, о свойствах человеческой памяти. Особенно громко он говорит о бессмысленности войны. Диалог:

- Ты не сказал, что нам делать!
- Стрелять!
- В кого?
- Откуда я знаю? Просто стреляйте!
- Может, лучше начать молиться?
- Тогда молись и стреляй!

Анимация делает фильм похожим на сон, но ни на йоту не уменьшает его документальности. Все эмоции настоящие. Желание мира - не хипповское "мы все лепестки одной ромашки", а реальная тоска солдата по жизни, почти потерянной за пылью от танков и бряцанием оружия.

Слова героев, саундтрек, цвет и динамика в каждом повороте "камеры" смешиваются в одно глобальное ощущение выстрела - тобой выстрелили, ты пуля, ты несешься прямо в голову какого-то несчастного солдата почти целую вечность, и уже ничего нельзя сделать, как и нельзя забыть полностью. Герой вернет все свои воспоминания, а вместе с ним и зрители.

спасибо tarien-ll
додо-кино, 17 июля 2009

Звездная пыль // Авантюрно-фантастическая история, 2007, реж. Мэттью Вон

Сказочное дело Терри Гиллиама, сваявшего уморных «Братьев Гримм», продолжено. Режиссер Мэттью Вон, метко запульнувший Дэниела Крейга в Джеймсы Бонды снял роскошную, стебную, реально-психологичную черноюморную сказку про любовь и упавшую звезду – «Звездная пыль».

Уже сам сюжет сказки лежит за гранью добра и зла. Одно из селений Старой Англии граничит невысокой стеной со Сказочным Королевством, полным чародеев и волшебства. В Королевстве умер король, запустив предварительно в небо ожерелье с рубином – и теперь кто из (оставшихся в живых после споров за трон) семи наследников-принцев найдет рубин, тот и станет новым королем.

Ожерелье же, прочертив просто спутниковую траекторию, врезалось в звезду – и вместе они рухнули на землю, образовав воронку как от Тунгусского метеорита.

Павшая звезда крайне интересует трех состарившихся ведьм – употребленная в пищу, она становится источником новой молодости! Но еще больше павшая звезда интересует молодого англичанина по имени Тристан – простого и наивного юношу, которому не повезло влюбиться в местную эгоистку-красавицу Викторию. Утоленная ухаживаниями Тристана, Виктория отправила его искать звезду ей на день рождения, пообещав выйти за него в случае успеха.



Противостояние трех заинтересованных сторон в фильме практически не дает заскучать: баланс сил рассчитан не хуже, чем в каком-нибудь Warcraft’e – к тому же история то тут, то там фонтанирует шутками и остротами, а из многих эпизодов явственно торчат уши психологии. А уж с тех пор, как появляется капитан Шек Спир – грозный ловец молний (Роберт де Ниро) – фильм вообще превращается в один сплошной кан-кан.

Есть, конечно, и недоделки: некоторые сюжетные линии соединены явно натужно, искусственно; кое-чему бы не поверил Станиславский; а главное – история не несет никакой яркой морали, идеи «на острие копья». К сказкам уже привыкли – и эта, сшитая, в общем, из разноцветных лоскутов огромного Всесказочного Одеяла, своей забавной незамысловатостью вызывает некий «синдром несбывшихся ожиданий». А смерть главзлодейки (думаю, это даже не спойлер: среди злодеев в Голливуде смертность вообще зашкаливает:) несколько непонятна и даже нелогична.

И все равно «Звездная пыль» - одна из лучших сказок для детей от 17 до 50-ти, ибо в ней слишком много элементов из реальной жизни, забавных уроков, симметрий и аналогий. Ивейн нужно научиться «контролировать свои эмоции» и не сиять так ярко, когда очень хорошо в обществе приятных ей людей – требование жизни… Тема несовпадений в выборе и своеобразной любовной слепоты – ярким трассером через весь сюжет. Наконец, капитан Шек Спир, о котором вообще – либо хорошо, либо ничего: слишком уж классно отжег, красавец!

А главное – в равной степени и мужская, и женская – тема любви «несмотря на», без условий и ограничений. Это и готовность купить шампанское на последние деньги, чтобы посидеть под звездами с избранницей, и уйти через пролом в стене в неизвестность, на поиски упавшей с неба звезды, и вообще – простая и веселая способность любить и не заморачиваться, потому что сердце так легло.

И если бы вы знали, как внимательно на нас смотрят звёзды, вы бы тоже не сидели здесь, уставившись в монитор, а немедленно сорвались бы с места и помчались, куда велит сердце – обнимать своих любимых.

спасибо rimeyer
додо-кино, 06 июля 2009

Король-рыбак // Лирико-драматическая комедия, 1991, реж. Терри Гиллиам

Любители Терри Гиллиама знают, что каждое его изваяние - практически целиком и всегда само по себе, отдельно от всех остальных. Сам Гиллиам говорит, что все его фильмы о людях, получающих почти то, что хотели, но именно что почти, про персональный и непременно безумный квест, а также про маловероятные тандемы. "Король-рыбак" - и про то, и про другое, и про третье.


Выкрутасно-понтовый радиохлыщ Джек Лукас, сам того не ведая, в своем ночном эфире провоцирует некого конченого невропата на убийство. В результате жизнь одного застенчивого профессора истории меняется самым абсурдным и трагическим образом: его девушке, с которой он ужинает в ресторане, пулей разносит голову. Профессор, буквально сойдя с ума от произошедшего, присоединяется к армии нью-йоркских бомжей. Там, на помойках мегаполиса, начинается его личный крестовый поход за Святым Граалем, в который оказывается втянут и Лукас, и его любимая женщина, а также еще одна удивительная барышня и некоторые ни о чем не подозревающие жители помоек и благополучных кварталов города. В результате каждый из главных героев находит свой грааль - такой, какой нужен каждому из них.

"Король-рыбак" - невероятно пронзительный, абсурдно-смешной и нежный фильм. Гиллиам, вероятно, один из лучших киноспециалистов по психам и фрикам, и здесь это его знание разворачивается с эпическим размахом. Он, фильм, как настоящий городской юродивый, берет зрителя за лацканы пиджака и хриплым, срывающимся шепотом, вращая бельмоватыми, но бездонными глазами, сообщает, как страстно, истошно он его... и вот здесь возникает та самая огнедышащая смесь чувств, которая и сообщает жизни разумных существ ее неповторимый ужас и очарование.

Смотреть эту городскую квази-сказку попеременно то больно, то смешно, то страшно, то сладко. Инопланетный не всегда добрый эльф Аманда Пламмер на контрасте с роскошной, томной Мерседес Руэль; мачистый и вальяжный Бриджес рядом с трогательным и пугающим Робином Уильямсом. Концентрация блестящих ядовитых диалогов на квадратную минуту экранного времени близка к критической.

Фильм богат на вечные вопросы, заданные ловко и со вкусом:
- кто нормальный, а кто ненормальный?
- есть ли место подвигу в мирное время?
- можно ли найти иголку в стоге сена, сиречь Ту, Единственную (Того, Единственного), которая(-ый) свихнут так же и в ту же сторону?
- меняются ли люди?
- что нужно человеку для счастья?

Ответы тоже дают - в той манере, за которую мы любим Гиллиама.

Ну и цитата напоследок:

Джек Лукас (Бриджес): Где бы он был, Король Артур, без своей Гвиневеры?
Пэрри (Уильямс): Вероятно, счастливо женат.
Джек Лукас: Хм, это дурацкий... дурацкий пример.
додо-кино, 30 июня 2009

Пенелопа // Романтическая комедия, 2007. Реж. Марк Палански

В результате некрасивой истории в далеком прошлом аристократическое лондонское семейство Уилхернов навлекает на себя страшное проклятье: спустя сколько-то поколений в семье рождается девочка со свиным пятачком вместо носа. Родители прячут ребёнка от пронырливых журналистов и всего света, даже устраивают поддельные похороны девочки. Когда Пенелопа становится юной девушкой, в доме Уилхернов начинают устраиваться тайные «смотрины» потенциальным женихам – потому что только брак с аристократом способен снять с девушки проклятье.


Эта красивая и очень романтичная сказка, по странному стечению обстоятельств именно в России впервые выпущенная в прокат, на удивление малоизвестна. Объяснить сей факт можно разве что проклятьем, которое лежит на всяком обществе, потому что настолько органичного, тонкого, умного и интересного фильма про любовное волшебство не появлялось бог знает как давно.
«Пенелопа» - первый продюсерский проект Риз Уизерспун и одновременно – дебютный фильм режиссера Марка Палански, до этого снявшего две короткометражки. Красотой каждого кадра и общим волшебством происходящей в нем истории этот фильм похож на работы старика Бёртона, тонкой иронией и нетривиальностью – вообще ни на что не похож.

Название, конечно же, отсылает к мифам Древней Греции – Пенелопа в фильме так же ловко избавляется от навязываемых ей женихов, как жена Одиссея у Гомера. Женихи в ужасе прыгают из окон второго этажа, увидев пятачок Пенелопы. А девушка продолжает вести свой замкнутый образ жизни – читает, слушает музыку, увлекается искусством и вообще оказывается чем дальше, тем прекрасней. Жадные до сенсаций журналисты, взбудораженные слухами, пытаются заполучить фотографию Пенелопы. Самый упорный из них – карлик по имени Лемон, потерявший на этом деле глаз, подсылает к Пенелопе в числе прочих женихов специально нанятого красавца и картёжника Макса.

Дальше случится небанальная любовная история, когда влюбленные не будут пол-фильма волочиться друг за другом и делать романтические глупости, а будут вести независимые жизни, развиваться, общаться и – скучать.

В какой-то момент в «Пенелопе» появится Риз Уизерспун в своем самом обаятельном на сегодняшний день экранном образе. Её независимая Энни, гоняющая на мотоцикле и, кажется, сильно пьющая, станет для Пенелопы образцом умной и интересной девушки, которая гуляет сама по себе и оценивает людей за то, кто они есть, а не за то, как выглядят и в какую колоду втиснуты. А искренне полюбивший Пенелопу картёжник Макс покажет нам, на что способен пойти ради любви настоящий человек и персонаж.

Несмотря на эту заезженную, в общем-то, пластинку про то, что любят не за внешность, а главной героине нужно принять себя такой, какая она есть, главный «месседж» «Пенелопы» - в другом, и он значительно глубже. Это фильм про то, что социум по своей сути - кошмарное зло, но победить его можно, а бояться глупо.
С самого начала в фильме удивляет, отчего все женихи так пугаются пятачка Пенелопы – он выглядит довольно мило, а её глаза, волосы, фигура вообще дают ей сто очков форы перед многими «красавицами» - даже с пятачком.

Марк Палански в своём фильме гениально рисует основную повадку общества – оно формирует отношение, причем отношение это совершенно не зависит от реального положения дел, а зависит подчас от дурацкого, однажды из-за ерунды наклеенного ярлыка. Ужас состоит в том, что дурацкие люди обоего пола впитывают общественное настроение как губка – и принимают его за своё собственное мнение. Вот, казалось бы, мало ли там кто – но уродиной Пенелопу считает прежде всего её мать! Не все, конечно, следуют мнению общества, но те, кто выбивается, чаще всего сами – такие же уроды в глазах большинства (карлик Лемон).

«Пенелопу» хорошо смотреть подросткам, особенно – непохожим на других умным девочкам, которым скучно на быдлянских дискотеках и в обществе красивых идиотов. С такой моральной поддержкой эти девочки-подростки, когда им рано или поздно начнут говорить «Никто так не одевается, делает, живет», смогут уверенно выдохнуть прямо в тупое общественное рыло: «А я – кто!».


спасибо: © rimeyer.

В архиве 72 новости, но то ли еще будет