Dodo manifest

Вверх // мультик-миф о воздухоплаваниях внутренних и внешних, 2009, реж. Пит Доктер, Боб Петерсон

Антигламурная история о том, что даже в 78 лет не поздно отправляться на поиски приключений по зову мечты. И огромное уважение создателям, что не побоялись сделать главным героем старика. Пускай вместо сверкающей голливудской улыбки здесь вставная челюсть, пускай на его месте не мускулистый мачо и не гламурная блондинка. Как оказалось, совсем не внешняя атрибутика делает героя героем.


Для овдовевшего старика Карла Фредриксена устоявшийся порядок вещей оказывается единственным спасением перед лицом беспощадно наступающей урбанизации. Его деревянный домик в окружении безликих небоскрёбов из стекла и бетона вызывает в памяти картину из советского мультика про домовёнка Кузю. Но если Кузя находит себе новое прибежище, то для Карла ситуация безвыходна: ему грозит дом престарелых, а его уютное жилище, с такой любовью обустроенное ещё в молодости им и его любимой женой, будет неминуемо отсужено.

Ясное дело, что перспектива провести остаток жизни в казённой атмосфере стариковского приюта Карлу не по душе. Это толкает его на поистине нонконформистский поступок. Пускай и состарившийся, хрустящий суставами и страдающий ревматизмом, но Карл оказывается настоящим бунтарём и эскапистом. Но это не банальный побег от проблемы, это, преследование цели и достижение мечты, которая ещё в детстве завладела Карлом и его будущей женой. Но жизнь распорядилась по своему, и все долгие годы мечта так и оставалась лишь картинкой в дневнике его жены, да рисунком, который она нарисовала над камином в гостиной. Кто бы мог подумать, что для путешествия в столь отдалённую точку планеты совсем необязательно выходить из дома.



Пусть и запоздало, но Карл летит к своей мечте на всех шарах и даже парусах. Этот полёт превращается для него в вереницу фантастических приключений, в череду испытаний, в ходе которых Карлу не раз предстоит делать тяжёлый выбор. Выбор между любимым миром вещей, которые хранят память, и миром живых существ, которых он повстречал совсем недавно и к которым ещё не выработал сколь-нибудь определённого отношения.

Для старика это действительно выбор нелёгкий: в его доме каждая мелочь, напоминающая ему о прежних счастливых годах, имеет огромное значение, и он бережно пытается сохранить этот воздушный музей от разрушения, которому тот то и дело подвергается. И лишь достигнув цели, добравшись до заветного места, Карл понимает, что счастливым это его не сделало, ведь он по-прежнему одинок. В этот момент происходит главное преображение героя. Он окончательно и бесповоротно делает свой выбор, жертвуя тем, что столько лет было для него воплощением прожитой жизни. К финалу Карл приходит обновлённым и даже помолодевшим. Его бесконечные и краткие "Нет" в итоге сменяются радостными "Да".

Отличная анимационная работа студии Pixar. Добрая, пронизанная светлой грустью, но при этом всё же оптимистичная и с юмором.